Школа красноречия Антона Веселова

Типы ораторов и их речи

Приглашаем Вас на БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН мастер-класс Антона Веселова “Сила и власть слова”

Все существующие подходы в классификации ораторов по типам основываются или на особенностях психологии автора (классификация ораторов от Цицерона и от С.Ф.Ивановой), или на том, что оратору главнее: убеждение собравшихся, сама речь или возвеличивание себя как специалиста (классификация от С.А.Минеевой).

 

Согласно Цицерону, встречаются 3 типа ораторов:

  1. Скромные и сдержанные ораторы, с хорошо построенной логической речью в стиле риторический вопрос-ответ, в результате чего им удаётся сблизиться с аудиторией и вести диалог с ней рациональными рассуждениями, логикой и расчетом. Но таковым ораторам сложно сделать свою речь живой и наполнить её эмоциями и довольно часто люди засыпают, прослушав такого выступающего 15_20 минут.

  1. Эмоциональные ораторы. Они пропитаны идеей и стремятся донести свои знания по ней публике, которая, обычно, слушает их полностью. Но из-за эмоций такие ораторы теряют связность в своей речи и слушателям сложно проследить логику в словах автора, т.к. речь его не отличается последовательностью.

  1. Тип умеренных ораторов. Он расположен как бы посередине вышеперечисленных типов ораторов. При разумном сочетании логики, аналитики и эмоций такой оратор может стать «супер оратором», идеально владеющим речью, и может использовать её для воздействия на умы и эмоции членов аудитории.
Классификация от С.Ф_Ивановой:

 

  1. Эмоционально-интуитивный вид ораторов. Он похож на ораторов второго типа из классификации Цицерона. Им лучше заранее составить на бумаге структуру выступления и иметь её при себе как подсказку, чтобы речь не превратилась в сумбур.

 

  1. Рациональный логический тип ораторов. Они более сдержаны и каждое их слово – плод анализа и раздумий, но в их речи мало сочности и красок, поэтому их речь хотя и хорошо построена логически, но безжизненна и совсем не эмоциональна. Им желательно наперед записывать структуру своей речи и вручную письменно вставлять в неё эмоциональные моменты.

  1. Философский тип ораторов. Они иногда могут быть и логически последовательными, и эмоциональными по теме, т.к. к вопросу выступления подходят ответственно и отводят его исследованию много времени. На публике они реже, и чаще письменно исследуют спорные вопросы. Если аудитория хочет разобраться в тонкостях, то с вниманием выслушает такого лектора.

  1. Лирические ораторы или ораторы художественно-образного типа. Такие ораторы строят мысль не с помощью логики, а переносят её в образы окружающей действительности или преломляют к художественным образам. Иными словами, ораторы лирического типа – это философы, которые увлеклись лирикой, поэтому встречаются они редко.
Не лишена здравого смысла и классификация ораторов по типам, которую предложила известный публицист проблем в ораторском искусстве и в риторике С.А.Минаева.

 

  • Конструктивный тип оратора. У них главная роль занята её величеством РЕЧЬЮ. Риторы этого вида думают о том, как полностью раскрыть вопрос, и как лучше объяснить его слушателям. Они усердно работают над текстом речи и над её последовательностью, наполняя её различными метафорами и юмором для лучшего контакта со слушателями, и им очень важно, достигнут ли результат с помощью их речи. В их руках риторика – это оружие, с которым можно достичь любой цели.

  • Ораторы популисты. Этот тип ораторов – довольно эмоциональные личности и работают они преимущественно с большими аудиториями. Основная цель такого ораторапривлечь внимание аудитории к какой-то личности или к программе группы личностей (например, к партии или к какой-то компании), поэтому, большинство из них работают в предвыборной агитации, в рекламных акциях, или в агитации по религиозному принципу. Личность, партия или религия, которую превозносит оратор, должна прийти, как мессия и решить все сегодняшние проблемы большинства слушателей. Иногда бывает наоборот, – цель популиста – разбить противника или конкурента и очернить его. Популист часто спекулирует бедами и нуждами собравшихся людей, поэтому можно называть такого оратора популистом-спекулянтом. Он раскидывает обещания, о которых забудет уже через 5 минут после выступления. Методы популистов деструктивны и иллюзорны в том, что возможно решение проблем, а на самом деле – нагнетают противоречия и создают конфликт и физические столкновения.

  • Оратор типа демагог. Им все равно, о чем беседовать или спорить и по какой теме. Главное в демагогии – привлечь внимание к самому оратору, и показать себя специалистом в каком-то вопросе. Все формулировки обобщены, конкретных примеров с конкретными личностями – ноль, идея в выступлении отсутствует, а основная цель – показать себя всезнающим «профессором».

 

Итак, проанализировав всю выше перечисленную информацию, можно сделать вывод о том, что красноречивым оратором любого типа родиться нельзя, но им МОЖНО СТАТЬ! Лишь некоторые «данные» могут быть, как говорят, «от бога»: ум, память, смелость, например. Но большинству нужных для   красноречия и риторики качеств можно научиться! Правда, не так быстро и просто, как хотелось бы, но в результате кропотливого труда и наличия такой цели – можно научиться!