Аргументация в риторике

Аргументация в риторике классифицируется на несколько видов оснований, каждое из которых можно выявить во время выступления ораторов, в их речи: к логосу, к этосу, к пафосу.

Аргументация к логосу

Аргументация к логосу считается наиболее корректной, так как подразумевает наличие тезисов и утверждений в речи, основанных на действительных обстоятельствах положения дел.

Два других основания рассматриваются, как софизмы – преднамеренные хитростные и ошибочные виды, апеллирующие не к конкретному делу, а к сторонам взаимодействия.

Аргументация к этосу

Аргументация к этосу подразделяется на два вида: к авторитету, к личности. Обращение к авторитету основывается на предложение считать определенное утверждение корректным, ссылаясь на авторитетный источник. При этом оратору не обязательно разделять информацию источника, он уверен, что слушатели не осмелятся возразить. Формы аргументации могут быть различны:

  • к личности;
  • к общественному мнению;
  • к учреждению;
  • к должности;
  • к возрасту и так далее.

Проанализировать различные ситуации и адекватно оценить суть вопроса затруднительно, далеко не каждый человек из-за нехватки компетентности в конкретных ситуациях, способен дать оценку, проверив все нюансы дела. Поэтому, полагаться на мнение авторитетов и их знания, имеющие основание, вполне допустимо.

Противостоять авторитетному мнению сложно, чтобы убедить аудиторию в ином видении дела, необходимо предоставить существенные доводы и убедиться, что мнение будет приемлемым.

Обращение к личности подчеркивает индивидуальные особенности личности, а не суть вопроса дискуссии, доказательства и факты, логические рассуждения. Авторитет личности подразделяется на следующие виды:

  • переход на личную оценку;
  • утверждение и аргументация, что точка зрения оппонента основывается на его личных обстоятельствах;
  • утверждение, что оппонент действует не аргументировано.

Апеллирование к достоинствам авторитета или к его недостаткам, приводит к демагогии и тому, что если оратор акцентирует внимание на положительном, авторитет личности принимается аудиторией, если на негативном – подвергается сомнениям. Указанные в выступлении доводы, могут быть, как реальными, так и мнимыми. Информация, основанная на данном аргументе, имеющим второе название «ты тоже», воспринимается слушателями смешно и не вызывает доверия, так как не имеет надежного авторитетного источника.

Используется аргумент атаки на личность с целью демонстрации ненадежности источника, для того, чтобы подвергнуть сомнениям ценность его доводов, работ и мнений.

Аргументы к пафосу

Обращение к пафосу, предполагает апеллирование чувствами аудитории. Оратор прибегает к аргументации с целью вызвать симпатию к собственной персоне или представленной им информации для последующего принятия озвученных тезисов.

Аргументы к пафосу, преимущественно относятся к аргументации к человеку, наиболее востребованы:

  • Аргументация к выгоде стимулирует определение аудиторией личностных потребностей в обсуждаемом вопросе. Этот метод наиболее популярен в рекламе, сетевом маркетинге и другой практике воздействия на конкретного оппонента или группу. Данный аргумент признан многими ораторами одним из самых мощных, потому что личная заинтересованность слушателей и оппонентов в теме, побуждает к активному взаимодействию с оратором или дискуссиям внутри группы. При планировании выступления, оратору необходимо определить, будет ли материал интересен слушателям, какую пользу и выгоду они почерпнут и найдут для себя. Ответив на вопрос «зачем эта информация мне?» от лица оппонента, оратор имеет возможность сделать собственное выступление максимально ярким, запоминающимся и результативным.
  • Обращение к гордости основывается на похвале оппонентов и акцентировании внимания на их положительных сторонах, при этом, информация не должна быть достоверной. При получении комплиментов, человек испытывает положительные эмоции, становится более податливым, напряжение между сторонами дискуссии спадает, навязать мнение гораздо проще. Существует и опасность применения данного вида аргументации в риторике – слушатели могут настороженно отнестись к комплиментам и принять их за лесть.
  • Аргументация к сожалению вызывает сочувствие к словам оратора. Это способ разжалобить аудиторию.
  • Обращение к силе практикуется не так часто, так как является принуждением. Применяя аргумент, оратор обращается к аудитории с указанием негативных последствий, в случае, если его выступление не будет принято. Но при завуалированных угрозах, некоторые ораторы все же практикуют и этот метод аргументации. Воздействуя на чувства оппонента, оратор нажимает на его уязвленные или болевые точки, слабые места.
  • Аргументация к публике подразумевает отвлечение внимания аудитории от принятия объективного решения и склонение к решению, в котором заинтересован оратор. Цель достигается управлением эмоциональным состоянием публики, демонстрацией оратором того, что он схож с аудиторией, разделяет их потребности. Прием демагогии популярен в политической деятельности.

Оратор в выступлении может совмещать все виды аргументов в риторике, так как использовать исключительно обращение к логосу не всегда имеет смысл, аудитория может не воспринять информацию и оратор не получит желаемый эффект в итоге.