Типы аудитории и их классификация. Какие типы аудитории бывают.

Ораторское искусство: типы аудитории и методы ораторов

Ораторское искусство – это, с одной стороны, наука и предмет для изучения, а с другой, по сути, это мастерство публичного выступления перед аудиторией, целью которого является достижение определенной степени воздействия на слушателей. И достижение этой цели зависит от двух составляющих – от самого оратора и от типа аудитории, перед которой ему нужно выступать.

Типы аудитории могут иметь различную окраску и их часто квалифицируют и разделяют по различным признакам:

• возраст (дети, молодежь, средний или старший возраст);

• уровень подготовки аудитории по теме выступления или её профессионализм;

• профессия и уровень образованности большинства (рядовые работники, ученики или студенты, сотрудники НИИ кибернетики или «гуманитарии»);

• восприятие темы (положительное, равнодушие, отрицательное);

• размер (большая аудитория или небольшая (менее 30 слушателей));

• однородность (разнородная/однородная/смешанная);

• психическое настроение (возможно ли изменить мнения слушателей по теме);

• гендерный признак (смешанная, больше мужчин или женщин);

• национальность (слушатели одной национальности или нескольких);

• настрой к теме и к информации (конструктивный, конфликтный, сослагательный, безразличный или инфантильный).

Знания некоторых особенностей различных типов аудитории и методов проведения мероприятия весьма важные моменты, поэтому рассмотрим вопрос немного подробнее.

Конструктивный тип аудитории. Слушатели имеют похожие с оратором ценности и их вовсе не обязательно сильно убеждать и заинтересовывать, или говорить им общепринятые истины. Выступать нужно со сжатым вступлением, по сути, типа делового сообщения. Чуть дольше можно говорить при обсуждении, например, какого то новшества по известной всем общей теме. При этом слушатели могут меняться и не быть постоянными: например, могут быть даже представители конкурирующих фирм одинакового вида деятельности.

 

Конфликтный тип. Конфликт может быть вызван разным пониманием и восприятием, и, соответственно, разными точками зрения на одну и ту же ситуацию, или же, аудитория не воспринимает оратора как личность, или как авторитет. В первом случае оратору нужно, соблюдая осторожность, попытаться найти весомые аргументы, чтобы переубедить, если не всех, то некоторых присутствующих, или, хотя бы, заставить задуматься о правильности своего мнения. Второй случай ещё сложнее: при явном не восприятии оратора или при нагнетании конфликта возможен и отказ от выступления, или обращение за помощью к авторитетному для аудитории лицу, чтобы управлять конфликтом, используя конструктивные коммуникации.

Аудитория «соглашателей». Это собрание слушателей, у которых ещё нет сформировавшегося мнения по обсуждаемой теме. И, соответственно, оратору легко навязать им своё мнение, если он специалист в вопросе, который нужно обсудить. Но оратору нужно учесть то, каков уровень образования аудитории и культурный уровень присутствующих, т.к. образованные люди редко сразу согласятся даже с аргументированными, на первый взгляд, доводами оратора по неизвестному им вопросу. Тем более, если выступающим навязывается точка зрения, отличная от собственных ценностей.

 

Тип аудитории разнороден. Т.е., присутствуют люди разных профессий и возрастов, с разным образованием и подготовкой. Здесь оратору целесообразнее обратить внимание более слабым слушателям, но хорошо подготовиться, чтобы легко ответить на спровоцированные самим выступающим вопросы от специалистов в обсуждаемой теме и более конкретно, легко и подробно осветить именно подготовленные заранее варианты.

 

Аудитория однородного типа всегда считалась более удобной, так как оратор может быстро понять однородность мышления, интересов и запросов аудитории. Поэтому, ему легко выступить именно в нужном для слушателей направлении, получив одобрение в ответ.

В большой аудитории важным моментом является удачное начало выступления. Подойдут даже прописные истины или игра на общих нуждах. Поскольку, получив вначале одобрение большинства, оратор сводит к минимуму возможность возражения отдельных слушателей – ведь мало кто решится идти против мнения толпы, находясь внутри неё. Говорить нужно эмоционально, с видного места, аргументированно, просто и четко (примером может послужить даже Ленин…).

Особый тип аудитории – толпа. При больших скоплениях людей (митинги, стадионы, масштабные мероприятия на площадях или на улицах) особенности личности перестают иметь значение, нивелируются. Правят бал эмоции и настроение толпы, а не разум и аналитическое или логическое мышление. Например, прочтите речи того же Ленина в тихой комнате и в спокойном настроении – одни лозунги, повторы и пафос. Но в том то и дело – они ведь предназначены были для увлечения и «взбудораживания» толпы, а не для чтения философами в тихой комнатушке.

 

Малая аудитория больше доверяет выступлению, которое проводят не как митинг, а как беседу. Именно в этом разговорном стиле и следует выступать: без излишних эмоций, с опросом мнений и с приглашением к обсуждению. А свои слова, идеи, мнения и ответы оратору следует тщательно и весомо аргументировать.

 

Хорошо подготовленная аудитория. Обычно это люди с достаточным опытом и с высшим или средним специальным образованием. В начале выступления желательно сразу заинтересовать их чем-то новым, что они смогут узнать в ходе прослушивания дальнейшей речи, разбудив внутренние естественные мотивы таких слушателей к познанию нового. Более желателен высокий темп речи оратора. Можно некоторым активным слушателям предложить высказать варианты решения какого-то вопроса, а в конце предложить аргументированный логически и правильный свой вариант.

Не стоит забывать, что хорошо подготовленной (особенно, — к какому-то действию) может быть и толпа. Особенно сильный эффект дает подготовка толпы известной ей личностью с последующим выступлением ещё более известного организатора, кумира или вождя.

Все вышеописанные типы аудиторий и основные принципы работы с ними ораторов, надеемся, помогут многим начинающим ораторам или людям, которым хоть и не очень нравится быть таковыми, но заставляет какая-то необходимость или жизненная ситуация.