Взаимодействие оратора с аудиторией

Главная проблема «светлых умов» и людей, придумывающих инновационные идеи, заключается в неумении донести их до слушателей, вызвать интерес и отстоять свое мнение. Какой бы практичной и неординарной не была идея, в первую очередь человеком воспринимается ее подача, а не полезность. Поэтому очень важно научиться красиво говорить и взаимодействовать с аудиторией.

В этом поможет ораторское искусство – целая наука о правильном построении публичных выступлений, контакте со слушателем, оживлении собственной речи и подборе убедительных слов.

Взаимодействие оратора с аудиторией происходит посредством многих тактик, но главная из них – это мотивирующая речь, убеждающая, цепляющая определенной мыслью и заставляющая задуматься. Ораторские речи бывают трех видов:

  • Совещательные – они побуждают людей к принятию или реализации какого-то решения;
  • Осудительные – оценивают и анализируют какой-либо факт, событие или происшествие;
  • Показательные – создают конкретное мнение о людях или о событиях.

Профессиональная ораторская речь в комбинации с правильным поведением волшебным образом влияет на аудиторию: меняет ее настроение, взгляды, поведение и намерения. Главное помнить, что любое взаимодействие оратора с аудиторией становится возможным, лишь когда есть оба элемента: говорящий и слушающий.

Контакт оратора с аудиторией: как построить?

 

Грамотный докладчик во время выступления обращается не только к оппоненту, жюри или коллегии, но и ко всем присутствующим слушателям. Его речь понятна и интересна каждому, она не навязывает мысли оратора, а заставляет задуматься и сделать свои выводы.

А чтобы искра интереса не угасала, необходима внимательная аудитория, риторика, установленная связь и отклик. Контакт оратора с аудиторией строится при помощи зрительного восприятия (внешнего вида выступающего, его поведения, визуальных материалов), техник удержания внимания и зрительного контакта.

 

О взаимопонимании между оратором и аудиторией

 

Мастера слова не должны вести непрерывный монолог в течение нескольких часов. Как показали исследования, люди способны концентрироваться на серьезной информации только 30-40 минут, дальше они устают и теряют интерес. Поэтому важно, чтобы выступающий чувствовал настроение аудитории, мог вовремя переключить их внимание, разрядить обстановку, а может и пошутить.

Также оратору нужно следить, как слушатели реагируют на поднятые темы: если вопрос им не нравится и вызывает негатив, лучше поскорее заговорить о чем-то другом, иначе есть риск остаться с пустым залом.

Лучше выбирать простые выражения и не делать очень сложных сравнений, ведь аудитория ценит информацию, преподнесенную в легкой манере.

Отношение оратора к аудитории

Каких бы размеров ни достигало число слушателей, они сразу почувствуют страх, негатив и враждебность по отношению к себе, поэтому истинный оратор должен быть доброжелательным и вести себя профессионально, то есть:

 

  • Исключить упреки, шантаж, угрозы, оскорбление слушателей или третьих лиц;
  • Не лгать и не увиливать при ответах на вопросы;
  • Не унижать оппонентов и несогласных;
  • Обращаться к чувствам слушателей, но не манипулировать ими;
  • Не следует искажать факты или фразы оппонентов;
  • Нельзя отказываться от сказанных ранее слов.

Профессионал показывает добросовестность и компетентность, самокритичность, внимательность и равенство со слушателями. Отношение оратора к аудитории не должно зависеть от ее расположения к говорящему, ведь конечная цель любого выступления – склонить людей на свою сторону.

А эффект общения и связи со слушателями возникает тогда, когда выступающий строит свой монолог в виде диалога, обращается к незнакомцам как к близким друзьям, не стесняется собственных слов и ошибок.

Выступающий – это человек, на котором будет сосредоточено внимание десятка или сотни зрителей, поэтому, помимо подготовленной речи, необходимо продумать, как держать себя во время выступления.

Поведение оратора в аудитории не должно быть вульгарным, грубым, агрессивным и наоборот – неуверенным, тихим. Лучший вариант – держаться спокойно, смотреть на аудиторию, время от времени менять свое положение и прибегать к жестикуляции, это делает выступление более живым.

Также следует отказаться от чтения бумажек – рекомендуется выучить основной текст наизусть, оставив в заметке план выступления, важные данные (цифры, названия, сложную терминологию) и подсматривать по необходимости. Структура выступления важна, но ее можно разбавлять примерами из жизни, шутками или взаимодействием с аудиторией, чтобы разрядить обстановку.

Ораторскому искусству может научиться каждый, главное – поверить в себя и не бросать практику.